Один из видов работы специалиста-психолога клинического профиля и судебного эксперта-психолога. Экспертиза
- изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего
для своего решения знаний в специальной области науки <...>, с
вынесением определенного суждения (заключения). Э. судебно-психологическая
- это "система психологических исследований личности и деятельности
подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих
следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Э. с.-п.
осуществляется специалистами-психологами. Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе: 1)
установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих
признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в
психическом развитии 2) установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших 3) диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта 4)
установление способности психически здоровых потерпевших по делам об
изнасилованиях понимать характер и значение совершаемых с ними действий 5)
установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях
психических состояний(растерянности, потери ориентировки и т.д.) 6) диагностика индивидуально-психологических особенностей 7) установление ведущих, упрочившихся мотивов 8)
установление наличия или отсутствия у умершего в период,
предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к
самоубийству, и причин возникновения этого состояния.
Психологические особенности адвокатской деятельности. Психология адвоката.
Давая
психологический анализ деятельности по осуществлению правосудия, А. В.
Дулов выделяет в ней следующие структурные компоненты: познавательный,
коммуникативный, конструктивный, организаторский, воспитательный и
удостоверительный. Перечисленные компоненты присущи также и
защитительной деятельности, за исключением последнего -
удостоверительного. В процессе осуществления защиты адвокату приходится
познавать, исследовать множество различных фактов и обстоятельств,
относящихся к прошлому и настоящему, которые он должен осмыслить с
позиций защиты, т. е. проанализировать имеющиеся в деле доказательства
с точки зрения возможности использования их для оправдания подзащитного
или смягчения его вины. Успех в работе адвоката во многом зависит от
его умения общаться с людьми: строить правильные взаимоотношения с
подзащитным, следователем, прокурором, судом и другими участниками
уголовного процесса, устанавливать психологический контакт, в первую
очередь с подзащитным, изыскивать законные и реальные возможности для
оказания ему психологической помощи, а в некоторых случаях - и
определенного психологического воздействия.
Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи.
Психологическая
структура судебной деятельности складывается из 1) познавательной, 2)
конструктивной и 3) воспитательной деятельности суда. Основная цель
познавательной деятельности в суде - получение доказательственного
материала для осуществления конструктивной деятельности - вынесения
приговора. Для суда важно не только изучить во всех деталях материалы
уголовного дела, но и выдвинуть другие возможные версии объяснения
фактов, которые не были учтены следователем или были просто
проигнорированы. Только подвергнув сомнению версию предварительного
следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может
установить истину. Процесс познания в суде включает в себя
сравнительное исследование, сопоставление модели события и конкретного
закона. Выделяют четыре вида взаимоотношений, возникающих в суде.
Первый вид условно можно назвать "взаимоотношения по вертикали". Сюда
относятся взаимоотношения судей с участниками судебного разбирательства
(с государственным обвинителем, защитником, подсудимым) и остальными
субъектами судебного процесса (свидетелями, экспертами и т. д.), а
также отношения суда с присутствующими в зале судебного заседания
гражданами, не являющимися участниками судебного разбирательства. Второй
вид взаимоотношений складывается "по горизонтали". Это взаимоотношения
между судьей и народными заседателями, между государственным
обвинителем и защитниками, между свидетелями, потерпевшими, экспертами
и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими в
зале. Третий вид взаимоотношений возникает между подсудимыми в том случае, если их несколько (групповые дела). Четвертый
вид - это взаимоотношения судебной аудиторией как с определенной
группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию с
единой психологической направленностью.
Исправительная (пенитенциарная) психология.
Исправительная
(пенитенциарная - от лат. "poenitentiarius" - покаянный, исправляемый)
психология изучает психологические основы ресоциализации -
восстановления утраченных социальных связей и качеств личности,
необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная
психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания,
динамику личности осужденного, социально-психологические явления в
общностях осужденных, особенности ценностных ориентации и стереотипов
поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические
особенности личности воспитателя и коллектива ИТУ. Взаимодействуя
с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана
разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных,
средства и приемы психологической коррекции личности преступников.